BOEING 707-320B – Реактивный самолет.
- Название: BOEING 707-320B
- Тип двигателя: Реактивный
- Количество мест: 147 - 202
- Производитель: Боинг















Основные сведения
Boeing 707-320B - это пассажирский самолет для авиалиний большой протяженности.
Данный самолет является дальнейшим развитием исходной модели 707-120. Новое модификация отличается увеличенными размерами фюзеляжа и крыла, большими запасом топлива и дальностью полета. К разработке воздушного судна фирма "Боинг" приступила в декабре 1955 г. по предложению авиакомпании "Пан Американ", которая планировала выполнять регулярные рейсы через Атлантику в Европу. Свой первый полет самолет 707-300 выполнил 11 января 1959 г., а в середине июля получил сертификат FAA. Эксплуатация началась в конце августа 1959 г. На самолете использовались двигатели Пратт-Уитни JT4А-3, -5, -9, -11 и v12 тягой по 7150-7950 кгс. С целью улучшения летных характеристик фирма провела доработку самолета, и в конце января 1962 г. состоялся первый полет самолета 707-320В с более мощными ТРДД JT3D-3. Самолет был сертифицирован в середине мая 1962 г., после чего поступил в эксплуатацию.
Самолеты семейства 707-320 оказались самыми популярными среди всех самолетов типа 707. В середине 1970-х годов начались исследования по самолету 707-700, оснащенному более экономичными и малошумными ТРДД CFM Интернешнл CFM56-2 тягой по 9 990 кгс. Опытный самолет с этими двигателями совершил первый полет в конце ноября 1979 г. После непродолжительных испытаний дальнейшие работы были прекращены. Чтобы добиться соответствия существующим нормам по шуму (ИКАО, глава 3), в течение многих лет рядом фирм ведутся работы по созданию специальных шумоглушащих устройств для гондол двигателей самолетов 707-320. К настоящему времени удалось только добиться соответствия требованиям по шуму по главе 2. На самолете применяется обычный комплекс авионики с электромеханическими средствами индикации.
Данная модификация выпускалась в 1962-1975 гг.; всего было поставлено 580 самолетов (с учетом грузовых вариантов 707-320С), к началу 1996 г. в эксплуатации находилось 287.
Самолет 707-320В стал основой для создания специальных самолетов для ВВС США. В 1973 г. был разработан самолет Е-3 "Сентри" (система AWACS - ДРЛО), оснащенный надфюзеляж-ной вращающейся РЛС, предназначенной для раннего обнаружения различных воздушных целей и слежения за ними. Фирмой "Нортроп Грумман" в 1988 г. был создан самолет радиоэлектронной разведки и управления Е-8 "Такамо" (система J-STARS). Для контроля за испытаниями баллистических и крылатых ракет был разработан самолет ЕС-18, а для обеспечения связи с ракетными подводными лодками - самолет Е-6А "Меркьюри".
Модификации самолетов, построенные на базе планера 707-320B.
Самолёты для перевозки высшего руководства:
VC-137 Air Force One № SAM27000 Boeing 707-320B президентов США.VC-137C - модификация Боинга-707-320Б для ВВС США для перевозки президентов США. Были построены 2 самолёта - №SAM26000 в 1962 г. и №SAM27000 в 1972 г. Носили специальную окраску. В службе управления воздушным движением им выдавался код Air Force One - тому самолёту, на борту которого находился президент. В настоящее время оба самолёта заменены на 2 VC-25 и 4 C-32 (для вице -президентов и других госслужащих администрации) и находятся в музеях.
Военные модификации, построенные на базе планера 707-320B:
E-3 Sentry - серийный самолёт ДРЛО, имеющий модернизированный планер Боинг-707-320 со вращающимся над фюзеляжем обтекателем с антенной радиолокатора. Обтекатель 9.1 м в диаметре и 1.8 м в толщину установлен на двух опорах на высоте 4.2 м над фюзеляжем. Низколетящие цели могут быть обнаружены в 375 км, цели над горизонтом - в 600 км от самолёта. 2 генератора на каждом из 4 двигателей производят 1 мегаватт электроэнерги, потребляемой локатором.
E-6B Mercury - серийный воздушный командный пункт управления и связи со стратегическими ядерными силами - МБР, подводными лодками с БРПЛ, на случай уничтожения наземных командных пунктов в ядерной войне, имеющий модернизированный планер "Боинг-707-320" и 4 двигателя "Дженерал Электрик - СНЕКМА" СФМ-56 ("GE-SNECMA" CFM-56) Первоначально были построены в модификации E-6A и служили только для передачи команд на подводные лодки с БРПЛ, находившиеся в погруженном состоянии с помощью сверхдлинноволновых передатчиков и 2 длинных выпускаемых многокилометровых буксируемых тросовых антенн (программа ТАКАМО (TACAMO)) для замены устаревших EC-130. До 1992 г. не менее 2 самолётов из 16 построенных постоянно находились в воздухе, один над Атлантикой, другой над Тихим океаном. В настоящее время дежурят на 4 базах в готовности ко взлёту. C октября 1998 г. переоборудовались в вариант E-6B и выполняют ещё и функции воздушных командных пунктов («Airborne Command Post») (ABNCP) по программе названной "Лукинг Гласс" (Looking Glass) (воздушная система отражающая/повторяющая наземные системы) для управления пусками МБР c использованием системы ALCS. Заменили в этой роли снятые с дежурства EC-135.
E-8 JSTARS - серийный самолёт радиолокационной разведки наземных целей на поле боя и передачи информации всем родам войск США в реальном времени, имеющий модернизированный планер Боинг-707-320 с установленным под фюзеляжем вдоль его передней части длинным обтекателем с неподвижной антенной радиолокатора. Радиолокатор может обнаружить только подвижные радиолокационно-заметные цели на расстоянии 250 км сбоку от направления полета на площади в 50 000 кв. км и имеет угол обзора 120° Компьютеры самолёта запоминают и суммируют информацию о всех целях когда-либо двигавшихся на поле боя. В 1991 - 2005 годы построено 17 самолётов.
С-18 - военно-транспортная грузовая модификация Боинг-707-320B для ВВС США.
8 EC-18B - отслужившие Boeing 707 без килей, стабилизаторов, двигателей на базе хранения AMARC, TucsonEC-18B - самолёты для контроля и измерений при проведении разнообразных испытаний крылатых, зенитных, баллистических ракет, входящих в атмосферу боеголовок баллистических ракет и космических аппаратов, созданные на основе модернизированных планеров "Боинга-707-320". Все 8 EC-18B были построены начиная с 1982 г. из отслуживших гражданских самолётов. Похожие EC-135N, EC-135E на базе KC-135 начали службу ранее, в 1960-1970 годах. Самолёты имели 2,1-метровую параболическую антенну в большом заметном яйцеобразном обтекателе установленном перед кабиной пилотов по оси фюзеляжа, смещённом вниз, чтобы не загораживать обзор пилотам. Антенна служила для приёма телеметрии с испытываемых аппаратов. Имелись оптические средства наблюдения и фотокиносъёмки входящих в атмосферу испытываемых боеголовок. В настоящее время используются 3 EC-18B. Другие военные и исследовательские самолёты, похожие на «Боинг-707» создавались на базе планера KC-135.
Лётно-технические характеристики:
Размеры:
размах крыла, м - 44,42
длина самолета, м - 46,61
высота, м - 12,75
площадь крыла, кв.м - 268,7
угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд (градусы) - 35
Число мест, чел.:
экипаж, чел - 3
пассажиров в кабине двух классов - 141
в экономическом классе - 189
Размеры пассажирской кабины
длина, м - 33,93
максимальная ширина, м - 3,56
максимальная высота, м - 2,38
объем, куб.м - 226,1
Массы и нагрузки:
взлетная, тн - 151,3
пустого снаряженного, тн - 65,4
самолета без топлива, тн - 88,5
платная нагрузка, тн - 23,4
посадочная, тн - 112
запас топлива, тн - 90 290
Летные данные:
крейсерская скорость, км/ч - 965
дальность полета с (кол-во пассажиров) и багажом (с резервами топлива) 141 составляет 9 260 км.
эксплуатационный потолок, м - 12 000
потребная длина ВПП (условия МСА, на уровне моря), м - 2 960.